Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

19 (6) января

История праздника

   Этот праздник называется Богоявлением потому, что при Крещении Господа на реке Иордан явилась миру Пресвятая Троица. Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Иоанна Предтечи, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить «сидящих во тьме и тени смертной» (Мф 4, 16) и спасти падший человеческий род.

Как избрана была перед всеми странами Земля Обетованная, так перед всеми реками земными почтен небольшой и вместе с тем великий Иордан, освященный сказаниями Библии, окруженный ореолом великих событий, совершившихся на его берегах. Над ним воссиял впервые тот свет, которому суждено было озарить весь мир, на берегах его раздались первые слова могучей проповеди, которая загремела, как труба Архангела, в мире, погрязшем в пороках, бесчестии и суете.

   Еще за 700 лет до Р.Х. пророк Исаия предсказал о проповеди Иоанна Крестителя. Исаия называет Иоанна «гласом вопиющего в пустыне» (Ис 40, 3), который должен«приготовить путь Господу, сделать прямыми стези Его».

   Призывом «покаяться» пророк Иоанн внушал евреям необходимость глубоко осознать неправильность своих поступков, осудить свою греховную жизнь и начать новую, основанную на заповедях Божиих. Слово «каяться» означает «переменить образ мыслей, начать смотреть на жизнь по-новому». При этом пророк Иоанн настаивал, чтобы покаяние было искренним, всецелым, сопровождалось исправлением себя и добрыми делами. «Сотворите плод, достойный покаяния», — говорил пророк иудеям.

   Наиболее полно о крещении Иоанна Предтечи рассказывает Евангелие от Матфея (Мф 3, 1 – 12): «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед. Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои. Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий з мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата [которою веют хлею] Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым».

   Крещение Иоанново состояло в молитвенном погружении кающегося в воду, что символически означало очищение от грехов. Крещение пророка Иоаннна не было еще благодатным христианским крещением, но лишь приготовление к нему. Евангелие повествует, что к Иоанну пришел для Крещения Иисус Христос – Спаситель мира, Господь Бог. Для чего он приходит креститься к Иоанну, когда Господь безгрешен, а Иоанн крестит крещением покаяния? Преподобный Иоанн Дамаскин говорил, что Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы «водами погребсти человеческий грех», исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы и, наконец, освятить «водное естество» и подать нам образ и пример Крещения.

   И тогда Иоанн допускает Его, и вот происходит чудо Богоявления. Единый, Всемогущий Бог, Творец неба и земли, впервые явил себя людям в Трех Лицах: Бог Отец – голосом Своим, свидетельствующим, что «Сей есть Сын Мой возлюбленный»; Бог Сын – пришествием во плоти и крещением в Иордане; и Дух Святой – схождением на Сына в виде голубя.

  Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и учит нас правильно исповедовать и прославлять Святую, Единосущную и Нераздельную Троицу. Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества.

   Начало праздника Богоявления восходит к апостольским временам. В древней Церкви в один день праздновали и Рождество Господне и Крещение под общим именем Богоявление. Впервые праздник Рождества Христова был отделен от Крещения в Римской Церкви в первой половине IV века, по преданию, при папе Юлии. За Римом в этом отношении мало-помалу последовали все Восточные Церкви.

   По свидетельству древних паломников, уже в первые века христианства возле места Крещения Господа был сооружен храм, на самом берегу водружен крест, а оба берега покрыты мраморными плитами. Сюда приходили и больные – искать исцеления в водах Иордана, и благочестивые странники – принять в священных водах «второе крещение».

   Обычно безлюдная Иорданская долина оживлялась дважды в год – ко дню Богоявления и на Светлой неделе после Пасхи, когда многие сотни паломников разных христианских исповеданий, особенно русских, стекались сюда, по примеру первых христиан, — омыться от скверн житейских спасительными водами Купели Христовой.

   Теперь это пограничная зона, и к иорданским водам православные допускаются только раз в год, по праздник Крещения Господня. В это время здесь бывает торжественная служба, возглавляемая Иерусалимским Патриархом. В остальное время паломники совершают погружение в священные воды в Галилее, у выхода Иордана из Галилейского (Тивериадского) озера.

   Немного вверх по течению от святого места, недалеко от устья иорданского притока Вади-Кельт, стоит четырехугольное, сложенное из каменных кубов (блоков) здание, наподобие крепости, греческий монастырь святого Иоанна Предтечи. Обитель, по преданию, сооружена святой Еленой на месте пещеры, где обитал Креститель Господень. До XVI века этот монастырь был дейстующим…Пролежав почти 200 лет в развалинах, монастырь был восстановлен во второй половине XIX века.