«Михайловские деды», или Откуда взялась ещё одна поминальная суббота осенью

О Родительской субботе накануне Михайлова дня знают не везде и далеко не все. А в общецерковном календаре этой даты нет вовсе – лишь 21 ноября, Собор Архангела Михаила.

Есть ли Михайловская родительская суббота в православии

В России Михайловская родительская суббота мало где отмечается, но есть отдельные регионы, а также православные страны, где существует такой день поминовения, хотя не прописанный Уставом.

Какого числа будет в 2023 году

Традиционно это – субботний день перед праздником Архангела Михаила и Небесных сил.

Так как в 2023 г. 21 ноября придется на вторник, поминальной субботой будет 18 число месяца.

Почему даты нет в Церковном календаре

В календаре нет Михайловской родительской субботы потому, что это – не общецерковное, а местное, исторически сложившееся поминовение усопших.

В каких регионах выделяют эту дату

На канонической территории Русской Церкви Михайловскую субботу служат на приходах Белоруссии, а также некоторых епархий юга России.

Из других славянских стран традицию таких суббот имеет Болгария.

История: кто, когда и где установил

Появление даты связано с Крещением славянских народов. Процесс принятия христианства был долгим и непростым, прежде всего, потому, что дело было не только в том, чтобы убедить язычника, что его «боги» ложны, но также – «воцерковить» его быт, где давно сложились свои традиции, праздники, памятные даты.

По справедливому замечанию русского церковного историка В.В.Болотова:

«Порвать свои житейские сношения с соседями-язычниками новообращенный не имел возможности. Нужно было охранить его от рецидива, и праздники занимали едва ли не главное место между теми оружиями, которыми отвергнутое язычество могло вести партизанскую войну с побеждающим его христианством.

«Общие радости» языческих празднеств то разжигали низкие страсти, не умершие еще в душах уверовавших, то будили в них человечно светлые воспоминания, вызывали картины того, что было в их прошлом отрадного…»

Именно поэтому еще с первых веков христианства Церковь начала устанавливать даты своих торжеств тогда, когда совершались языческие празднования: к примеру, общеизвестно, что 25 декабря – не исторический день Рождества Христова, а так называемый «день Солнца» у римлян, который был теперь переосмыслен христианами, как время пришествия Христа – Солнца правды.

Подобной была судьба и так называемых родительских дней, когда языческие тризны с магическими обрядами постепенно заменялись тем, что действительно нужно умершим – церковной молитвой, милостыней. Так у новообращенных стран появлялись даты поминовения, связанные с прежде бывшими у язычников днями поминания усопших.

Среди них также Михайловская Суббота, у белорусов, например, именовавшаяся «осенние деды», а позже, с постепенным воцерковлением этого поминания, названная «Михайловские деды».

Как всегда при подобных случаях, при «воцерковлении» языческой традиции различные обряды, идущие с древности, суеверные традиции переплетались с христианством, сочетали искреннюю скорбь о почивших, желание помочь им, но также суеверные страхи.

Так что народные традиции Михайловской субботы можно оценить, как очень неоднозначные с христианской точки зрения – хотя представляющие собой проявление искренней любви к своим усопшим.

 «Михайловские деды»

Вот каков домашний ритуал «Осенних Дедов» в Беларуси:

  • поминать усопших начинают с вечера пятницы, когда собирают постный ужин; перед его началом читается молитва «Отче наш»; обязательно готовятся ритуальные поминальные блюда, например, кутья, одну ложку которой откладывают на отдельную тарелку – для усопших; принято есть по одной ложке: «Черпнули раз, два раза, положили ложку, полежит, потом снова»; за трапезой горит свеча, которая по ее окончании тушится блином или мякишем хлеба; на направлению, куда идет дым определяют, что ждет дом: потянулся дым к двери – кто-то умрет, пошел внутрь дома – будет процветание;
  • после этого часть пищи выливается под стол – жертвуется для мертвых; это – ритуал поминания именно «дедов», то есть усопших мужчин;
  • утром субботы начинается день, именуемый «бабы» (ударение на последний слог), когда такое поминание совершается о женщинах; теперь стол скоромный и очень обильный;
  • принято также поминать усопших на месте их кончины – если она произошла не дома; например, если человек утонул, пищу (хлеб, пироги) приносят на водоем, бросают в воду.

Кроме этих собственно поминальных ритуалов, в пятницу принято мыться в бане (не забыв после этого оставить ведро воды и веник – для предков). Делается также уборка дома – чтобы достойно встретить души, которые придут навестить родных.

 

Когда отмечают Осенние Деды

«Деды» настолько распространены в Белоруссии, что сейчас день поминовения является официальной памятной датой на государственном уровне. Правда, это 2 ноября – дата, далекая от традиционно принятой. Поэтому она практически не прижилась – белорусы продолжают поминать родных на «Михайловские деды».

Что надо делать православным в этот день

Если суббота отмечается в регионе, накануне совершается заупокойная лития о усопших, на сам день – панихида после литургии. Все эти богослужения желательно посетить, подать записки о упокоении, оставить милостыню – и, конечно, помолиться самому о родных.

Если же Михайловская никак не отмечается, ничто не мешает христианину молиться дома, а в церкви заказать панихиду о своих родных лично.

Обязательно надо идти на кладбище?

По языческой традиции ходить на кладбище на «Михайловские деды» не принято, это – прежде всего, время семейного поминального застолья.

Для христианина день поминовения – лишний повод помолиться на могиле дорогого человека. Но делать это лучше все же, прежде посетив церковь.

Отрывок из проповеди

Вот что еще в 1960 г. говорил архимандрит Кирилл (Павлов), проповедуя на Михайлов день и обращая мысль своих слушателей к служению Ангелов в этой жизни и будущей:

«Служение святых Ангелов не ограничивается настоящей только жизнью. Они будут сопутствовать нам и при вступлении в мир загробный. При исходе из сей нашей страннической жизни, когда ни друзья, ни родные не смогут уже подать нам помощь, Ангел-Хранитель наш будет нам очень необходим.

Он и тогда не оставит нас, всеми оставленных. Мы не можем вполне представить себе своего положения в мире ином, для нас неизвестном, того ужаса, который овладеет нами при осознании пороков и грехов, нами содеянных, и при мысли, что скоро должны мы предстать пред Лицо Самого Бога – Судии Праведного.

Таким образом, Ангелы-Хранители наши всегда находятся при нас, всюду сопутствуют нам, если только мы сами не отгоняем их своей греховной жизнью. В таком случае они отступают от нас и сетуют, и место их заступает враг наш – диавол».

Итак, есть большая мудрость в том, чтобы «воцерковить» языческое поминовение, связав его с праздником Ангелов, и тем обратить взор христиан не к поминальным «пище и питию», а небу, где и есть настоящая, вечная жизнь.