Рождество́ Христово –
1) Важнейшее историческое событие, состоявшее в рождении от Пречистой Девы Марии Господа Иисуса Христа, Искупителя человека, Спасителя мира;
2) Один из двунадесятых Праздников, отмечаемый Церковью в честь рождения Господа Иисуса Христа.
В Православной Церкви Рождество Христово считается вторым праздником после Пасхи, отмечается 7 января (25 дек. ст. стиль).
Также Церковью установлены праздники, посвящённые рождению Пресвятой Богородицы и Св. Иоанна Предтечи. Рождество Пресвятой Богородицы отмечается 21 сентября (нов. ст). Рождество св. Иоанна, Предтечи и Крестителя Господня отмечается 7 июля (нов. ст.).
Кроме того, в Русской Церкви в XVI–XVII вв. 29 июля (н. с. – 11 августа) праздновали Рождество святителя Николая Чудотворца, однако в нашем Типиконе этот праздник отсутствует, в Минее 29 июля печатают тропарь и кондак данного праздника.
Откуда мы знаем о событии Рождества Христова?
Обстоятельства Рождества описаны двумя евангелистами, апостолами Матфеем (из числа 12) и Лукой (из числа 70 учеников): Мф.1:18-25 и Лк.2:4-7
Какова цель Воплощения Сына Божия?
Цель воплощения Сына Божия была связана с осуществлением предвечного Божественного замысла о Спасении человечества, направленном, в частности, на его духовное и физическое возрождение. Духовное обновление христианина совершается в течение всей его жизни. Радикальное обновление верующих совершится в день всеобщего воскресения мертвых, когда «праведники просветятся, как солнце в Царстве Отца их» (Мф.13:43).
Откуда известны день и месяц Рождества Христова, если в Священном Писании они не называются?
С достоверностью дата Рождения Христа – точные месяц и день этого события – не известна. В прошлом различные секты вычисляли до 136 различных дат Рождества. Согласно одному из частных суждений, Христос находился на земле полное число лет, как число совершенное. Отсюда следовало, что Христос, скорее всего, был зачат в тот же день года, в который и пострадал – то есть в день Благовещения, который, согласно некоторым вычислениям, совпадает с днем Распятия. А еврейская Пасха, на которую был распят Спаситель, выпадала в тот год на 25 марта. Отсчитывая отсюда 9 месяцев, получали 25 декабря как дату Рождества Христова.
Эту дату принимает уже святой Ипполит в III веке, и затем ее защищают святой Иоанн Златоуст и блаженный Августин. Таким образом, весьма вероятно, что дата празднования Рождества Христова выпадает на то время, когда оно и произошло в действительности.
В соответствии с другим методом, дата Рождества Христова высчитывается исходя из даты зачатия Иоанна Крестителя, которая, в свою очередь, определяется исходя из данных о дате разрушения Иерусалимского Храма путём обратного хронологического отсчёта, с использованием данных о порядке чередования (при богослужении) священнических чред, и так – вплоть до времени служения чреды Авиина, с которым связывается чудесное явление ангела будущему отцу Иоанна Крестителя, после чего, собственно, и был зачат последний. В 747 г. от основания Рима, то есть за год до предполагаемого Рождения Спасителя, срок служения этой чреды составлял период с 16 по 23 сентября. Отсчитывая от даты зачатия Иоанна Крестителя (которая выпадает на 24 сентября) 6 месяцев вперёд, получают дату Благовещения и чудесного зачатия Спасителя. Прибавив к этой дате ещё 9 месяцев, определяют дату Рождества Христова (см.: А.В. Иванов. Руководство к изучению книг Священного Писания Нового Завета. Предсказание о рождении Предтечи (Лк.1:5–25)).
Насколько точно известен год, когда родился Христос?
Год рождения Иисуса Христа на сегодняшний день в известной степени условен. Эту дату установил римский архивист, монах Дионисий Малый в 525 г., подсчитав этапы правления различных римских императоров и консулов. Согласно его исчислениям, Спаситель родился в 754 г. от основания Рима. Позже более детальная проверка показала, что исчисление Дионисия оказались ошибочными.
В действительности Иисус Христос родился примерно пятью годами раньше, нежели было обозначено архивистом. Однако его расчеты, положенные в основу церковного календаря, с X века сделались общераспространенными в хрониках государственных летоисчислений христианских стран (как и продолжается поныне). Сегодня считается, что 749 г. – самая оптимальная и исторически обоснованная дата Рождения Иисуса Христа, которая не противоречит ни Евангельскому повествованию, ни светским хроникам.
Почему Рождество Христово в России празднуется 7 января, а на Западе – 25 декабря?
До XVI века, как на Востоке, так и на Западе, Рождество Христово праздновалось 25 декабря. Но в 1582 году папа Григорий ХIII предложил календарную реформу, в соответствии с которой в западно-церковный обиход был введён новый календарь (получивший название «Григорианский»), пришедший на смену юлианскому календарю. На сегодняшний день различие между старым и новым стилями, обусловленное различием юлианского и григорианского календарей, составляет 13 суток.
Новый календарь почти весь западный мир принял к концу ХIХ века, многие православные страны Востока – в ХХ веке. В нашей стране григорианский календарь был введен большевиками в 1918 г., но Русская Церковь осталась верной старинному календарю. Сегодня вместе с Русской Церковью Рождество Христово по старому стилю празднуют Иерусалимская, Сербская, Грузинская Церкви и монастыри Афона.
Когда будет праздноваться Рождество Христово в XXII веке?
С 1 марта 2100 года разрыв между юлианским и григорианским календарем увеличится на один день, поэтому с 2101 года Рождество Христово будет отмечаться 8 января по новому стилю, что будет соответствовать 25 декабря по старому. Разумеется, сместятся и все остальные непереходящие праздники.
Почему рождественский символ – елка?
В исторических источниках впервые рождественская елка упоминается в 1419 году: во Фрайбурге местные пекари украсили дерево фруктами, орехами и булочками, чтобы порадовать детей. В России праздничную елку попытался «насадить» Петр I, но к Рождеству Христову это отношения не имело – еловые ветки украшали город к Новому году. Рождественские елки появились благодаря приехавшим в Петербург немцам в начале XIX века и привлекли сначала высший свет. Лишь к концу XIX века ель и в России становится и народным рождественским символом. Сегодня рождественскую и новогоднюю елку можно встретить также у других православных христиан Востока. Заметим, что ель, как постоянно зеленое дерево, может символизировать жизнь. Отметим, что Сам Христос, Который есть жизнь (Ин.14:6), аллегорически сопоставлял Себя с зеленеющим древом (Лк.23:31).